oldnemesis (oldnemesis) wrote,
oldnemesis
oldnemesis

Category:

Пять дней в Бутане. Часть 7. Подробности о стране

Планирование
Бутан очень отличается от большинства известных путешественникам стран. Если вы не гражданин Индии, Бангладеш или Мальдив, то туда не получится попасть просто сев на самолет. И визу не удастся получить, придя в посольство Бутана с паспортом и фотографиями. Полностью закрытый для любого туризма до 90х годов, он и сейчас не особенно открыт. Попасть в Бутан можно только через предоплаченный тур.



Цены на тур устанавливаются правительством, и составляют

$200 в сутки в не-сезон (декабрь-февраль когда зима и июнь-август когда дожди), и $250 в день в остальные месяцы. Поскольку не-сезон за 200 долларов начинался первого декабря, с этого дня я и купил тур. Погода вряд ли сильно изменится между 30 ноября и 1 декабря, а разница в цене - 50 долларов в день.

Двести долларов в день это цена с человека если в вашей группе их три и больше. Поскольку я летел один, с меня взяли официальных лишних $25 в день. Плюс service fee - турагенства берут кредитные карты, а иначе нужно переводить деньги wire transfer прямо в Бутан. Получилось примерно $1100 за четыре ночи и пять дней. Но полный минимальный бюджет на четыре дня - порядка $2500. Почему - смотрите дальше.

Впечатление о цене двоякое. С одной стороны, из тех 70+ стран где я был, примерно в половине столиц гостиница+питание+водитель с гидом обошелся бы в те же двести долларов. С другой стороны, Бутан берет эту сумму per person, а реально при этом удваивается только питание, и даже в Токио не потратить $400 в день на двоих, даже с водителем. Для бедной страны - а Бутан это бедная страна, где Jack Daniels это напиток для элиты - это странный подход.

Тем не менее, иметь и гида и водителя много где экономит время, где с гидом нужно идти через гору, а водитель встретит на другой стороне - иначе нужно возвращаться обратно. В декабре время ценно, ибо солнце садится в 5 вечера, но уже в 4 освещение практически непригодно ни для разглядывания, ни для съемки.

Тур вполне обычен - агентов полно, я написал десяти выбранным случайно, и имел дело с двумя которые ответили первыми, и окончательно работал с тем, кто отвечал быстро. Мы переписывались где-то неделю, я сильно сжал изначально расслабленную четырехдневную программу, и мы договорились. Тур оплачивается напрямую агенству, кредитной карточкой. Агенство потом оформляет визу, и присылает по емейлу PDF. Его надо распечатать и показать авиакомпании при полете в Бутан, иначе не пустят в самолет. В визе будет написан примерный маршрут, и изменить его не так просто. Скажем, если вы решите что хотите ехать в центральный Бутан, для этого нужно получать разрешение в столице, чтобы пересечь административную границу (там проверки).

Разумеется, при таких ценах толп туристов ожидать не стоит. Судя по номеру моей визы, его за год посетило лишь 50 тысяч человек (не считая индусов), что очень мало.

Да, в вышеуказанную стоимость не входит попадание в Бутан и улетание из Бутана. А это тоже существенная статья расходов.

Попадание в Бутан

Обычно при перелете в страну алгоритм простой - идем на kayak или skyscanner, вбиваем аэропорты, дату, смотрим цены. В случае с Бутаном это не пройдет. Да, вы можете вбить код аэропорта Паро PBX, но все сайты скажут вам, что рейсов туда нет. Ситуация примерно аналогична покупке внутренних перелетов в Мьянме. На практике, разумеется, билеты есть - но покупать нужно на сайтах авиакомпаний.

Летает там всего две авиакомпании: Druk Air и Bhutan Airlines. Летают они нечасто (в среднем пара рейсов в день). И цены - для этого региона - весьма кусаются. Например, Калькутта-Паро стоит $240 в один конец у Druk Air. Это за 50-минутный перелет и при покупке за полгода вперед (впрочем, цена при вылете завтра будет такой же). В Азии за эту цену можно облететь три страны. Но выбора нет.

Вторая проблема, рейсы там не каждый день. То есть вполне может оказаться, что к примеру прилететь из Таиланда 1 декабря вы сможете, но улететь в Таиланд 5 декабря - в день окончания визы - вы не сможете из-за отсутствия билетов. А улететь сможете, скажем, только в Гайю, откуда тоже потом не сможете никуда улететь до следующего утра, потому что последний самолет из этого аэропорта улетает где-то в 3 часа дня.

Это уже не говоря о том, что из-за того что "день" на визе считается по полуночам, есть имеет смысл прилететь рано утром, и улететь в последний день поздно вечером. Первое реально (из Калькутты можно прилететь в Паро к 8 утра), а вот второе - нет, последний самолет улетает из Паро где-то в час дня.

Так что выбор тут небогатый. Прилететь а Бутан можно из Индии, Дакки или Бангкока. Из Индии дешевле всего, но, у кого нет, нужна индийская виза. Из Дакки смысла нет вообще, ну разве что вы уже там. Большинство летает из Бангкока, куда визы не нужны. Все рейсы из/в Бангкок на самом деле летят с остановкой в Индии (Калькутта или Гайа), но из самолета выходить не нужно, и поэтому индийская виза не нужна. За экономию, однако, придется платить - выложите $500 за билет Бангкок-Паро в одну сторону. То есть цена поездки тут же увеличивается еще на $1000.

Для экстремалов можно попробовать приехать по земле, но это стремный вариант. Ехать надо из Сиккима, куда еще нужно прилететь, а это тоже недешево. Далее три часа до границы с Бутаном, и три часа от границы до Паро. Это если без задержек, и с самостоятельно организованным транспортом - автобусы так быстро, разумеется, не едут. То есть на это уйдет день - а день, напомню, обходится вам в двести долларов. Все с кем я общался прилетали самолетом.

Лично я прилетел из Калькутты и вернулся в Гайю, имея многократную индийскую визу (американцам дают визы на 10 лет). Это обошлось "всего" в $540. Лететь из Гайи (GAY) было бы еще чуть дешевле, но лететь в саму Гайю геморройно - почему-то туда есть только утренние рейсы, так что придется там день торчать - а делать там нечего.

Ну и поскольку вы вряд ли живете в Калькутте или Гайе, до нее еще нужно добраться из дома, а из Гайи вернуться домой. Разумеется, по отношению цена-время полета это будет не так дорого как прилететь в Бутан - но тоже денег будет стоить. Добавляйте сразу еще $1000. Вот и получилось уже $2500.

Деньги

Оплаченный тур включает в себя гостиницы, всю еду, все достопримечательности и гида с водителем. Поэтому, теоретически, можно прожить вообще без денег. Практически же деньги нужны только если захочется купить сувениры, местной еды, пепсиколы, алкоголь и прочее.

Валюта в Бутане своя, называется Нгулрум. Она привязана к индийской рупии один-к-одному. Можно платить индийскими рупиями, которые широко ходят. Можно даже попросить - и получить - сдачу индийскими рупиями. Берут также и доллары, хоть и не по очень хорошему курсу.

В отличие от соседней Индии, в Бутане нет ни туристической обдираловки, ни жульничества. Можно спокойно садиться в такси и говорить куда ехать, не торгуясь заранее - вам не насчитают в конце стопитьсот рупий за поездку, как это было бы в Индии. Цены на продукты одинаковы для всех, и с Вас не стараются содрать втридорога как во Вьетнаме лишь потому что вы белый.

Из важного: никакие иностранные банковские карты в АТМ Бутана не принимаются, получить наличку из банкомата там невозможно. Местные карты при этом работают нормально. Везите доллары или индийские рупии. Кредитные карточки в некоторых местах берут (в туристических гостиницах, например), но это не гарантировано.

Официально запрещен ввоз и вывоз индийских рупий номиналом 500 рупий и выше. На этот запрет все кладут болт, никто кошельки на таможнях не проверяет, и купюры в 500 рупий все принимают и даже дают ими сдачу.

Цены

Бутан практически ничего из товаров не производит, основной экспорт это электроэнергия и лес. Поэтому все завозится из Индии, и соответственно стоит дороже чем в Индии. Но при этом вас не пытаются надуть, так что для вас получается так же или даже дешевле. А вот для индусов - дороже. Но в целом цены индийские, кроме бензина на заправках, который дороже. Поесть до отвала в кафе набор овощей с соусами и рисом стоит 130 рупий. Чаевые нигде не требуют и не ждут.

Население

Страна малонаселена. В Бутане живет 700 тысяч человек, большинство городов имеют несколько улиц и обходятся за полчаса. Столица обходится пешком за два часа. Население по виду азиатское, похожее на Тибет. На индусов совершенно не похожи. Краж и прочих преступлений заметно не было, вещи можно оставлять без присмотра и их не украдут. Как уже писалось выше, по деньгам не обманывают. В отличие от Тибета, в Бутане достаточно многие говорят по-английски, хотя бы на базовом уровне.

Перемещение

Перемещаться вы будете с собственным водителем, но самостоятельное перемещение тоже возможно. Метод перемещения - частные такси, которые набиваются людьми сколько-влезет, и едут между городами с периодическими остановками.

Самостоятельное путешествие

Самостоятельное путешествие по Бутану возможно, но смысла в нем я не вижу, поскольку и за автомобиль, и за гида платить придется все равно. Теоретически гид нужен только при посещении дзонгов и монастырей (он следит чтобы вы снимали обувь, обходили статуи слева и т.д.), и после окончания культурной программы он оставляет вас в покое. Вы можете спокойно выйти из гостиницы и пойти-поехать в город (в Пунакхе и Паро туристические гостиницы находятся в 5км от города). Проезжающие машины ловятся автостопом без проблем, и везут бесплатно. В ресторане можно купить еду, и ее версия для местных будет гораздо острее чем та, которой вас будут угощать в туристических остановках, и стоит она копейки.

Можно даже уехать на такси из одного города в другой - я так катался. Стоит это недорого (400 рупий из Паро в Тимпху). Могут возникнуть сложности если надо ехать через immigration checkpoint, такси с вами придется там останавливаться (и разумеется у вас должна быть копия визы или разрешение). Также в другом городе вас не поселят в гостинице без отмеченного там разрешения. В глубине страны такси не повезет вас без показанного разрешения, если нужно переезжать контроль.
Tags: bhutan
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments